Пример 1
Лопари и самоедыLapps and Samoyeds
Во время позднего плейстоцена, в период постгляциальных культур мезолита, потомки верхнепалеолитических охотников жили в Северной Африке, на большей части Европе, в Западной Сибири, где часть из них стала прародителями монголоидной расы человечества. Еще во время существования культур верхнего палеолита в Западной Европе, некоторые из племен охотников начали развиваться в монголоидном направлении (инципиентные монголоиды). Среди ныне живущих потомков этих охотников такие тенденции более ярко проявляются в восточных регионах, чем  западных.
Наравне с айнами лопари представляют наиболее восточную группу выживших белых охотников, и единственную группу, которая до нашего времени не знает сельского хозяйства. Их современное место проживания в Скандинавии и на Кольском полуострове, похоже, является недавним, предполагается, что первоначально они жили на Урале и близлежащих землях.
Рис.1. (Лундборг и Линдерс "The Racial Characteristics of the Swedish Nation", таблица 28). Шведский рейндирский лопарь из Йёмтланда, в котором не заметно нордической или других нелаппоидных примесей; его можно считать образцом, наиболее близким к оригинальному прототипу лопарей. Как и лопарь в целом, он низкорослый, с маленьким телом и головой, брахицефальный. Бросается в глаза его морфологическая схожесть с альпинидами; он менее монголообразен, чем другие лопари.
Шведский рейндирский лопарь из Йёмтланда
Рис.2. (фото Мартина Лютер). Несмешанный лопарь с побережья Норвегии, который так же похож на альпинида, как и индивид на первом снимке.
Несмешанный лопарь с побережья Норвегии
Рис.3. (фото Мартина Лютер). Еще один несмешанный лопарь с побережья Норвегии, в котором больше инципиентно-монголоидных черт, чем в двух предыдущих. Как и других, кожа у него белая с легкой смуглостью, волосы и глаза темные.
Несмешанный лопарь с побережья Норвегии
Рис.4. (фото Мартина Лютер). Инципиентно-монголоидные черты, обнаруживаемые у лопарей, обычно более ярко выражен у женщин, чем у мужчин. Это норвежская женщина из народа лопарей, обладающая такими чертами, похоже воспроизводит лицевой тип, известный как "славянский" или "восточно-балтийский", распространенный в Центральной и Восточной Европе. На самом деле, в ее чертах нет ничего монголоидного; схожесть лишь видимая и относительная.
Норвежская женщина из народа лопарей
Рис.5. (фото Мартина Лютер). Этот 18-летний мальчик-лопарь из Норвегии обладает большинством характерных лицевых черт лопарей: маленькая нижняя челюсть; слабый, вдавленный подбородок; боковое выступание скул; лицевой прогнатизм; вздернутый кончик носа; низкая переносица.
18-летний мальчик-лопарь из Норвегии
Рис.6. (фото Мартина Лютер). Норвежский лопарь, со светлой кожей, светлыми глазами и коричневыми волосами. Хотя и чистокровный лопарь, этот человек обладает несколькими нордическими чертами. Его вид более типичен для лопарей, чем вид индивидов на снимках 1, 2 и 3, которые были выбраны для этой работы, чтобы представить лаппоидный прототип, а не лопарей, как современный народ.
Норвежский лопарь
Рис.7. (Антропологическая лаборатория, Институт народов Севера, Ленинград). 20-летний самоед из северной России. Это молодой самоед по всем показателем гораздо более монголоиден, чем прочие несмешанные лопари; его толстые, черные, прямые волосы, темная кожа, темно-карие глаза, лицевые черты указывают на то, что он частично ведет свой род от полностью монголизированных предков. Самоеды очень различны по своей монголоидообразности; это человек, похоже, является примером ее крайнее степени. Самоеды пришли в Северную Европу гораздо позже лопарей; их первоначальной родиной была восточная Азия.
20-летний самоед из северной России

Пример 2
Угро-язычные представители ладожского расового типаUgrian speakers of Ladogan racial type
Уральская лингвистическая группа, на языках которой говорят лопари, финны, венгры, азиатские угры и самоеды, делится на финно-угорскую и самоедскую семьи. На языках угорской ветви сегодня говорят два весьма различных народа - мадьяры Венгрии и Трансильвании, и остяки и вогулы бассейна Оки. ранние угорцы, как предполагается, были как и финны данубиано-подобного или нордического типа, и впитали в себя более древние охотничьи популяции лесов Восточной Европы. Позже угры стали объектом монголоидного влияния во времена экспансии гуннов, тюрок и монголов. Индивиды, показанные в примере 2 были выбраны, чтобы проиллюстрировать разные степени и формы древнего ладожского типа.
Рис.1. Мадьяр из Будапешта; относительно высокорослый, гипербрахицефальный, с относительно большим размером головы; с большим лицом, низкими глазницами, широкой интерорбитальной дистанцией, средней складкой века. Эти черты в соединении с выступающими по бокам скулами, широкой, тяжелой нижней челюстью позволяют назвать этого индивида представителем ладожского прототипа. Он представляет собой возрождение лицевых черт жителей восточно-европейских лесов постледникового периода; этот тип входит в группу верхнепалеолитических типов; в большой степени редуцирован. Как и в случае с верхнепалеолитическими типами северо-западной Европы, его тенденция к блондизму, похоже, является локальной и не означает нордической примеси. Как и у лопарей, этот тип инципиентно монголоиден, но он значительно отличается от лопарей своей пигментацией, общими размерами, размером и структурой нижней челюсти. Этот индивид, похоже, обладает многими чертами первоначального ладожского типа, распространенного среди угро-язычных предков мадьяр, которые вторглись в Венгрию из своей родины в Поволжье. Хотя и типичный как элемент в своей стране, этот индивид не типичен для венгров, как популяции в целом.
Угро-язычные представители ладожского расового типа
Рис.2. (Институт народов Севера). Остякская женщина из Сибири. Ладожские черты лица чаще проявляются у женщин, чем у  мужчин. Остякская женщина, показанная ниже, является таким же прекрасным примером ладожского прототипа, как и венгр в предыдущем примере. Обратите внимание на светлые волосы, светлые глаза, большую интерорбитальную дистанцию, широкий нос с низкой переносицей и вздернутым кончиком, широкие скулы.
Угро-язычные представители ладожского расового типа
Рис.3. (Институт народов Севера).Остяк с самоедской примесью; волосы коричневые, глаза смешанные, лицо в веснушках. Кроме ладожского элемента, описанного выше, этот индивид, похоже, обладает монголоидной примесью.
Угро-язычные представители ладожского расового типа
Рис.4. (Институт народов Севера). Вогул; в нем больше монголоидной примеси, чем в  предыдущих. Стоит подчеркнуть, что все монголоидные расовые черты, прослеживаемые у угров в Сибири, были приобретены ими уже после миграции из Восточной России в Азию.
Угро-язычные представители ладожского расового типа

Пример 3
Монголоидное влияние в Восточной Европе и ТуркестанеMongolid influences in Eastern Europe and Turkestan
Вторжения монголоидных народов из Центральной Азии в продолжении тысячи лет, с 400 по 1400 гг. н.э. привели к появлению поселений чистых монголов (калмыков) у устья Волги, а также к появлению частично монголизированных племен финской группы с присвоенными тюркскими языками. В Русском Туркестане белые популяции были монголизированы в различной степени.
Рис.1. (фото Б.Н.Вишневский) Этот темно-брюнетный чуваш, представитель племени тюркизированных финнов, живущих в Чувашской Республике в восточной России, представляет, судя по лицевым чертам, ранний ладожский прототип, или монгольскую примесь, а возможно и то, и другое.
Темно-брюнетный чуваш
Рис.2. (фото Б.Н.Вишневский) Более светлокожий, менее монголоидный чуваш. Глазная складка, и выпяченный кончик носа, с расставленными ноздрями, скорее черты ладожского типа, а не монголоидов.
Монголоидный чуваш
Рис.3. (фото J.Wastl ,"Archiv fuer Rassenbilder", Bildaufsatz 2, Archivkarte 11, 1926. Herausgeber E. von Eickstedt, J. F. Lehmans Verlag, Muenchen). Башкир, представитель другого тюркизированного финского народа, проживающего в регионе Казани и на Южном Урале. Этот индивид полностью монголоиден, на средне-азиатский манер.
Башкир
Рис.4. (фото Гордон Т.Боулз). Узбек из Русского Туркестана. Узбеки - тюркоязычные обитатели средне-азиатских ханств, смешанного происхождения. Этот индивид представляет набор частично монголоидных черт, характерный для этого народа.
Узбек из Русского Туркестана
Рис.5. (фото Б.Н Вишневский). Таджик из Русского Туркестана; таджики - ирано-язычные земледельцы, заселяющие оазисы в ханствах, а также Памирские горы на юге. Хотя в целом таджики принадлежат к европеоидной расе, некоторые из них имеют монголоидную примесь.
Таджик из Русского Туркестана
Рис.6. (Фото Б.Н Вишневский). Арабо-язычный туземец из Русского Туркестана. Потомки арабских захватчиков, вторгшихся в Туркестан в средние века, были абсорбированы узбеками, а те, кто сохранил свой семито-образный вид, по большей части были смешаны и изменены. Этот старик представляет собой очень распространенный тип в Туркестан, независимо от этнической или языковой принадлежности; смесь монголоидного и локального длиннолицего медитерранидного типов, дающая видимость псевдо-арменоида. Обратите внимание на длинную, жесткую, прямую бороду, явление распространенное среди индивидов этого типа, которых фон Эйкштедт называл туранидами.
Арабо-язычный туземец из Русского Туркестана

Пример 4
Брюнны в СкандинавииBruenn survivors in Scandinavia
Все верхнепалеолитические типы можно разделить на две группы:
а) те типы, которые подверглись редукции размеров головы и веса тела, и были частично фоэтализированы в результате этих процессов
б) типы, которые сохранили размеры головы, вес тела и развитую мускулатуру, характерны для охотников плейстоцена.
Большинство представителей последней группы сконцентрировано в северо-западной Европе. Долихоцефальные индивиды, метрически и морфологически повторяющие кроманьонский и брюнн-пршедмостный ауригнацидный типы наиболее часто встречаются в Скандинавии и Ирландии. В Скандинавии они концентрируются вдоль южного побережья Швеции в окрестностях Гётеборга, а также в горах юго-западной Норвегии.
Рис.1. Швед из Тролльхаттона, южная Швеция. Этот человек очень высок и кряжист, плотного сложения. Его голова значительной длины, его лицо почти такое же широкое, как свод черепа; все измерения лица большие, особенно ширина нижней челюсти; дистанция между глазами, тяжесть надбровных дуг также бросаются в глаза. Этот индивид воссоздает, возможно, как никакой другой ныне живущий человек, физический тип охотников, заселявших Западную и Центральную Европу в лауфенский межледниковый период, а также во времена последнего обледенения. Обратите внимание, что в этом случае, как и у большинства этих типов, блондизм лишь частичный.
Швед из Тролльхаттона
Рис.2. Еще один швед, из Гётеборга, менее экстремальный пример того же типа. Шведы этого типа обычно занимаются морской профессией или любым делом, связанным с морем. Оба этих индивида, а также индивид на рис.4., были измерены и сфотографированы в Бостонских доках.
Швед из Гётеборга
Рис.3. (из А.Шрайнер, "Локальные антропологические исследования Норвегии; Валле, Халандсдаль и Эйдфьорд", Осло, 1930, №113). Этот норвежец из изолированного горного поселения Валле в юго-западной Норвегии принадлежит к тому же базовому типу, что и два предыдущих индивида; его лицо и нижняя челюсть, однако, уже; его волосы пепельно-светлые; заметна примесь нордика.
Норвежец из горного поселения Валле
Рис.4. То же можно сказать и об этом крайне длиннолицом и золотоволосом шведе из Хельсингборга. Он, однако, обладает намного большими размерами головы и лица, намного более крепким строением и более тяжелым лицевым скелетом, чем любой нордик. В нем преобладает верхнепалеолитический тип.
Швед из Хельсингборга

Пример 5
Борреби на севереBorreby in the North
В тех же районах южной Швеции, где встречаются представители типа брюнн, и через пролив Скагеррак в Ютландии, можно обнаружить брахицефальный верхнепалеолитический тип, с редуцированными размерами головы и тела, такого же плотного (если даже не более плотного) сложения. Предки этих людей прибыли на западное побережье Балтийского моря в мезолите. Их другие колонии расположены в прибрежных областях юго-западной Норвегии, а также они составляют главенствующий элемент в популяциях Германии. В целом, зона их современного распространения гораздо шире, чем зона распространения их долихоцефальных собратьев.
Рис.1. Датчанин из Ютландии, очень высокий, тяжелый, плотного сложения, с огромной головой и большой шириной лица. Этот индивид является крайним примером типа борреби, так же как индивид №1 из предыдущего примера является крайним примером типа брюнн.
Датчанин из Ютландии
Рис.2. Швед из Гётеборга, представляющий расу борреби в более общем смысле, в том виде, в каком она чаще встречается в наше время. Оба этих индивида (№1 и №2) с золотисто-светлыми волосами; похоже, тип борреби более светловолос чем брюнны.
Швед из Гётеборга
Рис.3. (Брюн и Шрайнер, "Стоматология норвежцев", таблица 44, рис. 121). Этот индивид, хотя и менее брахицефальный чем многие его земляки (особенно из Йерена), обладает ясно выраженной тенденцией к типу борреби. Заметная плоскость лица и форма кончика носа и верхней губы придают ему "ирландский" вид; эти верхнепалеолитические черты характерны как для скандинавских, так и для британских верхнепалеолитических типов.
Борреби
Рис.4. (Гудмундур Камбан, автор книги " Я вижу чудесную землю", Г.П. Путнам и сыновья, Нью-Йорк). Выдающийся исландский писатель, обладающий теми же чертами лица и принадлежащий к типу борреби. Исландия была заселена, по большей части, жителями береговой полосы Норвегии, среди которых раса борреби преобладает; значительная ирландская примесь также могла добавить сходные расовые элементы.
Гудмундур Камбан, борреби
Рис.5. Финский пример расы борреби. Этот финн более брахицефален, чем большинство борреби; тем не менее, его плотное сложение, большая ширина лица и нижней челюсти говорят о его принадлежности к транс-балтийскому подтипу этой расы.
Финн, борреби

Пример 6
Борреби в Германии и прочих территорияхBorreby in Germany and elsewhere
Борреби пришли в Скандинавию в относительно позднем мезолите; первоначально они обитали в центральной Германии, с ответвлением на восток и запад. Сегодня этот тип, похоже, является важным популяционным элементом в центральной и северной Германии, с ответвлениями на других территориях. Его немецкая форма, однако, никогда не бывает такой резковыраженной, как на севере. Тип является переходным к альпийской расе с одной стороны и к ладожскому типу - с другой.
Рис.1. (К. Сейлер "Жители Фемарна" ("Die Fehmaraner ," Deutsche Rassenkunde, vol. 4, 1930,
Tafel 41, #H-l1, #2193). Концентрация специализированного и ярковыраженного типа/типов приходится на остров Фемарн, между Датским архилепагом и Германией. Индивид, указанный ниже, обладает крайне тяжелыми надбровными дугами, большим носовым сжатием. Другие представители этого типа обычно более круглолицы, с менее выступающим лицевым профилем. Надбровные дуги у этого индивида являются возрождением черт верхнепалеолитического прототипа.
Борреби в Германии
Рис.2. (К.В.Дюпертью, "Век прогресса") Немецкий тип борреби с шириной головы 175мм, что является одной из крупнейших величин для всех недеформированных голов, которые когда-либо были измерены. Эта ширина даже больше, чем длина некоторых голов на фотографиях в этом примере!
Борреби в Германии
Рис.3. Характерный западно-германский тип борреби, из Штуттгарта. Южно-германские борреби смешаны с типами, принесенными сюда захватчиками времен неолита и позднее. Именно с локальным типом борреби были смешаны люди культуры кубков-колоколов перед их вторжением в Британию в ранней бронзе.
Западно-германский борреби из Штуттгарта
Рис.4. Метрически типичный борреби, белорус из окрестностей Вильна. Присутствие этого типа к юго-востоку от балтики продолжается через восточную Германию вплоть до Финляндии.
борреби, белорус из окрестностей Вильна
Рис.5. Северный итальняец из Ломбардии, который, хоть и брюнет, метрически и морфологически подходит к стандартному борреби. Он происходит из типично альпинидной и динаридной территории.
Северный итальняец из Ломбардии

Комментариев нет: