Лопари и самоедыLapps and Samoyeds
Во время позднего плейстоцена, в период постгляциальных культур мезолита, потомки верхнепалеолитических охотников жили в Северной Африке, на большей части Европе, в Западной Сибири, где часть из них стала прародителями монголоидной расы человечества. Еще во время существования культур верхнего палеолита в Западной Европе, некоторые из племен охотников начали развиваться в монголоидном направлении (инципиентные монголоиды). Среди ныне живущих потомков этих охотников такие тенденции более ярко проявляются в восточных регионах, чем западных.
Наравне с айнами лопари представляют наиболее восточную группу выживших белых охотников, и единственную группу, которая до нашего времени не знает сельского хозяйства. Их современное место проживания в Скандинавии и на Кольском полуострове, похоже, является недавним, предполагается, что первоначально они жили на Урале и близлежащих землях.
Рис.1. (Лундборг и Линдерс "The Racial Characteristics of the Swedish Nation", таблица 28). Шведский рейндирский лопарь из Йёмтланда, в котором не заметно нордической или других нелаппоидных примесей; его можно считать образцом, наиболее близким к оригинальному прототипу лопарей. Как и лопарь в целом, он низкорослый, с маленьким телом и головой, брахицефальный. Бросается в глаза его морфологическая схожесть с альпинидами; он менее монголообразен, чем другие лопари.
Рис.2. (фото Мартина Лютер). Несмешанный лопарь с побережья Норвегии, который так же похож на альпинида, как и индивид на первом снимке.
Рис.3. (фото Мартина Лютер). Еще один несмешанный лопарь с побережья Норвегии, в котором больше инципиентно-монголоидных черт, чем в двух предыдущих. Как и других, кожа у него белая с легкой смуглостью, волосы и глаза темные.
Рис.4. (фото Мартина Лютер). Инципиентно-монголоидные черты, обнаруживаемые у лопарей, обычно более ярко выражен у женщин, чем у мужчин. Это норвежская женщина из народа лопарей, обладающая такими чертами, похоже воспроизводит лицевой тип, известный как "славянский" или "восточно-балтийский", распространенный в Центральной и Восточной Европе. На самом деле, в ее чертах нет ничего монголоидного; схожесть лишь видимая и относительная.
Рис.5. (фото Мартина Лютер). Этот 18-летний мальчик-лопарь из Норвегии обладает большинством характерных лицевых черт лопарей: маленькая нижняя челюсть; слабый, вдавленный подбородок; боковое выступание скул; лицевой прогнатизм; вздернутый кончик носа; низкая переносица.
Рис.6. (фото Мартина Лютер). Норвежский лопарь, со светлой кожей, светлыми глазами и коричневыми волосами. Хотя и чистокровный лопарь, этот человек обладает несколькими нордическими чертами. Его вид более типичен для лопарей, чем вид индивидов на снимках 1, 2 и 3, которые были выбраны для этой работы, чтобы представить лаппоидный прототип, а не лопарей, как современный народ.
Рис.7. (Антропологическая лаборатория, Институт народов Севера, Ленинград). 20-летний самоед из северной России. Это молодой самоед по всем показателем гораздо более монголоиден, чем прочие несмешанные лопари; его толстые, черные, прямые волосы, темная кожа, темно-карие глаза, лицевые черты указывают на то, что он частично ведет свой род от полностью монголизированных предков. Самоеды очень различны по своей монголоидообразности; это человек, похоже, является примером ее крайнее степени. Самоеды пришли в Северную Европу гораздо позже лопарей; их первоначальной родиной была восточная Азия.
Угро-язычные представители ладожского расового типаUgrian speakers of Ladogan racial type
Уральская лингвистическая группа, на языках которой говорят лопари, финны, венгры, азиатские угры и самоеды, делится на финно-угорскую и самоедскую семьи. На языках угорской ветви сегодня говорят два весьма различных народа - мадьяры Венгрии и Трансильвании, и остяки и вогулы бассейна Оки. ранние угорцы, как предполагается, были как и финны данубиано-подобного или нордического типа, и впитали в себя более древние охотничьи популяции лесов Восточной Европы. Позже угры стали объектом монголоидного влияния во времена экспансии гуннов, тюрок и монголов. Индивиды, показанные в примере 2 были выбраны, чтобы проиллюстрировать разные степени и формы древнего ладожского типа.
Рис.1. Мадьяр из Будапешта; относительно высокорослый, гипербрахицефальный, с относительно большим размером головы; с большим лицом, низкими глазницами, широкой интерорбитальной дистанцией, средней складкой века. Эти черты в соединении с выступающими по бокам скулами, широкой, тяжелой нижней челюстью позволяют назвать этого индивида представителем ладожского прототипа. Он представляет собой возрождение лицевых черт жителей восточно-европейских лесов постледникового периода; этот тип входит в группу верхнепалеолитических типов; в большой степени редуцирован. Как и в случае с верхнепалеолитическими типами северо-западной Европы, его тенденция к блондизму, похоже, является локальной и не означает нордической примеси. Как и у лопарей, этот тип инципиентно монголоиден, но он значительно отличается от лопарей своей пигментацией, общими размерами, размером и структурой нижней челюсти. Этот индивид, похоже, обладает многими чертами первоначального ладожского типа, распространенного среди угро-язычных предков мадьяр, которые вторглись в Венгрию из своей родины в Поволжье. Хотя и типичный как элемент в своей стране, этот индивид не типичен для венгров, как популяции в целом.
Рис.2. (Институт народов Севера). Остякская женщина из Сибири. Ладожские черты лица чаще проявляются у женщин, чем у мужчин. Остякская женщина, показанная ниже, является таким же прекрасным примером ладожского прототипа, как и венгр в предыдущем примере. Обратите внимание на светлые волосы, светлые глаза, большую интерорбитальную дистанцию, широкий нос с низкой переносицей и вздернутым кончиком, широкие скулы.
Рис.3. (Институт народов Севера).Остяк с самоедской примесью; волосы коричневые, глаза смешанные, лицо в веснушках. Кроме ладожского элемента, описанного выше, этот индивид, похоже, обладает монголоидной примесью.
Рис.4. (Институт народов Севера). Вогул; в нем больше монголоидной примеси, чем в предыдущих. Стоит подчеркнуть, что все монголоидные расовые черты, прослеживаемые у угров в Сибири, были приобретены ими уже после миграции из Восточной России в Азию.
Монголоидное влияние в Восточной Европе и ТуркестанеMongolid influences in Eastern Europe and Turkestan
Вторжения монголоидных народов из Центральной Азии в продолжении тысячи лет, с 400 по 1400 гг. н.э. привели к появлению поселений чистых монголов (калмыков) у устья Волги, а также к появлению частично монголизированных племен финской группы с присвоенными тюркскими языками. В Русском Туркестане белые популяции были монголизированы в различной степени.
Рис.1. (фото Б.Н.Вишневский) Этот темно-брюнетный чуваш, представитель племени тюркизированных финнов, живущих в Чувашской Республике в восточной России, представляет, судя по лицевым чертам, ранний ладожский прототип, или монгольскую примесь, а возможно и то, и другое.
Рис.2. (фото Б.Н.Вишневский) Более светлокожий, менее монголоидный чуваш. Глазная складка, и выпяченный кончик носа, с расставленными ноздрями, скорее черты ладожского типа, а не монголоидов.
Рис.3. (фото J.Wastl ,"Archiv fuer Rassenbilder", Bildaufsatz 2, Archivkarte 11, 1926. Herausgeber E. von Eickstedt, J. F. Lehmans Verlag, Muenchen). Башкир, представитель другого тюркизированного финского народа, проживающего в регионе Казани и на Южном Урале. Этот индивид полностью монголоиден, на средне-азиатский манер.
Рис.4. (фото Гордон Т.Боулз). Узбек из Русского Туркестана. Узбеки - тюркоязычные обитатели средне-азиатских ханств, смешанного происхождения. Этот индивид представляет набор частично монголоидных черт, характерный для этого народа.
Рис.5. (фото Б.Н Вишневский). Таджик из Русского Туркестана; таджики - ирано-язычные земледельцы, заселяющие оазисы в ханствах, а также Памирские горы на юге. Хотя в целом таджики принадлежат к европеоидной расе, некоторые из них имеют монголоидную примесь.
Рис.6. (Фото Б.Н Вишневский). Арабо-язычный туземец из Русского Туркестана. Потомки арабских захватчиков, вторгшихся в Туркестан в средние века, были абсорбированы узбеками, а те, кто сохранил свой семито-образный вид, по большей части были смешаны и изменены. Этот старик представляет собой очень распространенный тип в Туркестан, независимо от этнической или языковой принадлежности; смесь монголоидного и локального длиннолицего медитерранидного типов, дающая видимость псевдо-арменоида. Обратите внимание на длинную, жесткую, прямую бороду, явление распространенное среди индивидов этого типа, которых фон Эйкштедт называл туранидами.
Брюнны в СкандинавииBruenn survivors in Scandinavia
Все верхнепалеолитические типы можно разделить на две группы:
а) те типы, которые подверглись редукции размеров головы и веса тела, и были частично фоэтализированы в результате этих процессов
б) типы, которые сохранили размеры головы, вес тела и развитую мускулатуру, характерны для охотников плейстоцена.
Большинство представителей последней группы сконцентрировано в северо-западной Европе. Долихоцефальные индивиды, метрически и морфологически повторяющие кроманьонский и брюнн-пршедмостный ауригнацидный типы наиболее часто встречаются в Скандинавии и Ирландии. В Скандинавии они концентрируются вдоль южного побережья Швеции в окрестностях Гётеборга, а также в горах юго-западной Норвегии.
Рис.1. Швед из Тролльхаттона, южная Швеция. Этот человек очень высок и кряжист, плотного сложения. Его голова значительной длины, его лицо почти такое же широкое, как свод черепа; все измерения лица большие, особенно ширина нижней челюсти; дистанция между глазами, тяжесть надбровных дуг также бросаются в глаза. Этот индивид воссоздает, возможно, как никакой другой ныне живущий человек, физический тип охотников, заселявших Западную и Центральную Европу в лауфенский межледниковый период, а также во времена последнего обледенения. Обратите внимание, что в этом случае, как и у большинства этих типов, блондизм лишь частичный.
Рис.2. Еще один швед, из Гётеборга, менее экстремальный пример того же типа. Шведы этого типа обычно занимаются морской профессией или любым делом, связанным с морем. Оба этих индивида, а также индивид на рис.4., были измерены и сфотографированы в Бостонских доках.
Рис.3. (из А.Шрайнер, "Локальные антропологические исследования Норвегии; Валле, Халандсдаль и Эйдфьорд", Осло, 1930, №113). Этот норвежец из изолированного горного поселения Валле в юго-западной Норвегии принадлежит к тому же базовому типу, что и два предыдущих индивида; его лицо и нижняя челюсть, однако, уже; его волосы пепельно-светлые; заметна примесь нордика.
Рис.4. То же можно сказать и об этом крайне длиннолицом и золотоволосом шведе из Хельсингборга. Он, однако, обладает намного большими размерами головы и лица, намного более крепким строением и более тяжелым лицевым скелетом, чем любой нордик. В нем преобладает верхнепалеолитический тип.
Борреби на севереBorreby in the North
В тех же районах южной Швеции, где встречаются представители типа брюнн, и через пролив Скагеррак в Ютландии, можно обнаружить брахицефальный верхнепалеолитический тип, с редуцированными размерами головы и тела, такого же плотного (если даже не более плотного) сложения. Предки этих людей прибыли на западное побережье Балтийского моря в мезолите. Их другие колонии расположены в прибрежных областях юго-западной Норвегии, а также они составляют главенствующий элемент в популяциях Германии. В целом, зона их современного распространения гораздо шире, чем зона распространения их долихоцефальных собратьев.
Рис.1. Датчанин из Ютландии, очень высокий, тяжелый, плотного сложения, с огромной головой и большой шириной лица. Этот индивид является крайним примером типа борреби, так же как индивид №1 из предыдущего примера является крайним примером типа брюнн.
Рис.2. Швед из Гётеборга, представляющий расу борреби в более общем смысле, в том виде, в каком она чаще встречается в наше время. Оба этих индивида (№1 и №2) с золотисто-светлыми волосами; похоже, тип борреби более светловолос чем брюнны.
Рис.3. (Брюн и Шрайнер, "Стоматология норвежцев", таблица 44, рис. 121). Этот индивид, хотя и менее брахицефальный чем многие его земляки (особенно из Йерена), обладает ясно выраженной тенденцией к типу борреби. Заметная плоскость лица и форма кончика носа и верхней губы придают ему "ирландский" вид; эти верхнепалеолитические черты характерны как для скандинавских, так и для британских верхнепалеолитических типов.
Рис.4. (Гудмундур Камбан, автор книги " Я вижу чудесную землю", Г.П. Путнам и сыновья, Нью-Йорк). Выдающийся исландский писатель, обладающий теми же чертами лица и принадлежащий к типу борреби. Исландия была заселена, по большей части, жителями береговой полосы Норвегии, среди которых раса борреби преобладает; значительная ирландская примесь также могла добавить сходные расовые элементы.
Рис.5. Финский пример расы борреби. Этот финн более брахицефален, чем большинство борреби; тем не менее, его плотное сложение, большая ширина лица и нижней челюсти говорят о его принадлежности к транс-балтийскому подтипу этой расы.
Борреби в Германии и прочих территорияхBorreby in Germany and elsewhere
Борреби пришли в Скандинавию в относительно позднем мезолите; первоначально они обитали в центральной Германии, с ответвлением на восток и запад. Сегодня этот тип, похоже, является важным популяционным элементом в центральной и северной Германии, с ответвлениями на других территориях. Его немецкая форма, однако, никогда не бывает такой резковыраженной, как на севере. Тип является переходным к альпийской расе с одной стороны и к ладожскому типу - с другой.
Рис.1. (К. Сейлер "Жители Фемарна" ("Die Fehmaraner ," Deutsche Rassenkunde, vol. 4, 1930,
Tafel 41, #H-l1, #2193). Концентрация специализированного и ярковыраженного типа/типов приходится на остров Фемарн, между Датским архилепагом и Германией. Индивид, указанный ниже, обладает крайне тяжелыми надбровными дугами, большим носовым сжатием. Другие представители этого типа обычно более круглолицы, с менее выступающим лицевым профилем. Надбровные дуги у этого индивида являются возрождением черт верхнепалеолитического прототипа.
Tafel 41, #H-l1, #2193). Концентрация специализированного и ярковыраженного типа/типов приходится на остров Фемарн, между Датским архилепагом и Германией. Индивид, указанный ниже, обладает крайне тяжелыми надбровными дугами, большим носовым сжатием. Другие представители этого типа обычно более круглолицы, с менее выступающим лицевым профилем. Надбровные дуги у этого индивида являются возрождением черт верхнепалеолитического прототипа.
Рис.2. (К.В.Дюпертью, "Век прогресса") Немецкий тип борреби с шириной головы 175мм, что является одной из крупнейших величин для всех недеформированных голов, которые когда-либо были измерены. Эта ширина даже больше, чем длина некоторых голов на фотографиях в этом примере!
Рис.3. Характерный западно-германский тип борреби, из Штуттгарта. Южно-германские борреби смешаны с типами, принесенными сюда захватчиками времен неолита и позднее. Именно с локальным типом борреби были смешаны люди культуры кубков-колоколов перед их вторжением в Британию в ранней бронзе.
Рис.4. Метрически типичный борреби, белорус из окрестностей Вильна. Присутствие этого типа к юго-востоку от балтики продолжается через восточную Германию вплоть до Финляндии.
Рис.5. Северный итальняец из Ломбардии, который, хоть и брюнет, метрически и морфологически подходит к стандартному борреби. Он происходит из типично альпинидной и динаридной территории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий